История вуза: семидесятые годы

Динамично развивался вуз с середины 1970-х годов. В это время ректором был назначен Пётр Григорьевич Коняев.

Под руководством ректора П.Г. Коняева значительно укрепилась материальная база института. В 1977 г. был сдан в эксплуатацию учебный корпус № 2 и девятиэтажное общежитие, через два года, в 1979 г.,– учебный корпус № 3 и второе девятиэтажное общежитие, а в 1981 г. было закончено строительство концертного зала и начато возведение четвёртого, девятиэтажного, учебного корпуса. Это позволило открыть два новых факультета: педагогики и методики начального обучения (педагогический факультет) в 1976 г. и исторический в 1977 г.

В 1976 – 1977 учебном году в Белгородском государственном педагогическом институте им. М.С. Ольминского работало 226 преподавателей, в том числе 2 доктора и 101 кандидат наук.

В 1979/1980 учебном году коллектив института стал победителем Всесоюзного социалистического соревнования среди педагогических вузов. Благодаря заметно выросшей квалификации профессорско-преподавательского состава и материальной базе, которая стала одной из лучших в стране, БГПИ им. М.С. Ольминского был переведен из второй в первую (высшую) категорию.На 1 июля 1979 г. в институте работало 249 преподавателей, а в следующем 1979/1980 учебном году уже 263, причём из них три профессора, в 1980/1981 учебном году – 300и в 1981/1982 – 301 преподаватель.

В 1980 г. в БГПИ им. М.С. Ольминского было открыто отделение подготовительного факультета для иностранных граждан. В это же время Министерством просвещения РСФСР Белгородский государственный педагогический институт был утверждён головным учреждением по проблеме «Школа-комплекс как социальное и педагогическое явление».

На 1 декабря 1984 года из 313 преподавателей в институте работало 5 докторов и 126 кандидатов наук.

Биография П.Г. Коняева

Родился 18 марта 1926 года в с.Чапкино Баброво-Дворского района Курской области (ныне Губкинский район Белгородской области). Член Коммунистической партии с 1946 г. и по настоящее время.

1940 г. – окончил 8 классов Юшковской средней школы.

1943-1950 гг. – служба в Вооружённых силах СССР. Участник Великой Отечественной войны.

1951-1955 гг. – учёба на физико-математическом факультете

Курского государственного педагогического института.

1955-1961 гг. – ассистент, старший преподаватель кафедры физики Старооскольского учительского института, Белгородского государственного педагогического института.

1961-1966 гг. – инструктор отдела науки и школ Белгородского обкома КПСС

В 1968 г. окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, защитил диссертацию по философии.

1968-1998 гг. – старший преподаватель, доцент кафедры философии БГПИ им. М.С. Ольминского. В 1972-1974 гг. – секретарь партбюро института.

1974-1986 гг. – ректор БГПИ им. М.С. Ольминского.

1972-1982 гг. – председатель правления областной организации общества «Знание».

С 2002 года – советник при ректорате БелГУ, Почётный профессор БелГУ, куратор музея истории университета.

С 2005 года, уже более десяти лет, руководит общественной организацией «Ветераны войны и труда БелГУ».

Автор более 50 печатных публикаций.

Награды: медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», орден «Знак Почёта», орден Дружбы народов, орден Отечественной войны II степени, нагрудный знак «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», благодарность Министерства образования Российской Федерации, Почётная грамота Белгородской областной Думы, благодарность губернатора Белгородской области, медаль «За заслуги перед Землёй Белгородской» II степени, медаль «За заслуги перед Землёй Белгородской» II степени и множеством других грамот и благодарностей. Коллекция памятных медалей «Прохоровское поле – Третье ратное поле России»

Из воспоминаний П.Г. Коняева

Из книги «Люди, годы, университет... Книга 2»

Главными стратегическими задачами в те годы стали создание новой материальной базы и качество подготовки специалистов. К моменту моего назначения ректором в 1974 году институт имел на улице Жданова (ныне – Студенческой) один учебный корпус, спорткорпус и общежитие по улице Некрасова.

Рядом был заложен фундамент нового учебного корпуса, который находился в застывшем состоянии. Нужно было его «разморозить». Началось хождение в обком КПСС, непростые переговоры с Министерством просвещения о начале финансирования. Справедливости ради надо сказать, что руководство шло нам навстречу. Обком партии был заинтересован в укреплении и развитии института, повышении статуса единственного в то время в области высшего учебного заведения, в наращивании числа педагогов с высшим образованием для школ области.

Страна переходила к всеобщему, среднему политехническому образованию молодежи. Большую помощь и поддержку в развитии вуза нам оказывал заведующий отделом науки и учебных заведений обкома КПСС Евгений Петрович Сакулин. Пединституту для новых преподавателей выделялись квартиры (бесплатно). Стимулировалась стройка учебных корпусов. Застой в строительстве института сменился движением: за два года был построен новый учебный корпус по улице Студенческой, а затем сделан поворот наших корпусов на улицу Богдана Хмельницкого.

Для оказания помощи тресту «Центротяжстрой» (управляющий Потапов Л.Н.) была организована стройбригада из студентов спортфака, которая трудилась вместе со строителями при возведении (кладке) стен и перекрытий 3-го учебного корпуса (9-ти этажки).

Приятно было видеть, как сотрудники обкома партии во главе с его первым секретарем Михаилом Петровичем Труновым вместе с нашими преподавателями и студентами вдохновенно трудились на коммунистических субботниках и воскресниках: подавали раствор, клали кирпичи – возводили стены новых корпусов вуза.

Ввод новых учебных площадей позволил открыть и новые факультеты: физического воспитания и спорта, педагогики и методики начального образования, биолого-химический и исторический – кроме трех уже существовавших: русского языка и литературы, физико-математического и иностранных языков.

В соответствии с ростом материальной базы укреплялся и профессорско-преподавательский состав, повышался уровень подготовки выпускников, которые распределялись на работу по всей стране от Архангельска до предгорий Северного Кавказа и республик Средней Азии, от Калининграда до Сибири и Камчатки.

Кроме того, в соответствии с политикой сближения уровня жизни, развития экономики и культуры наций, Министерство возложило на нас миссию подготовки учителей русского языка для братского Узбекистана. Ежегодно мы обучали до 300 узбекских студентов. При этом принимались во внимание возросший авторитет и значимость знания русского языка как языка межнационального общения народов СССР.

Политика сближения наций была подкреплена достаточным финансированием. В результате мы построили два девятиэтажных общежития на 1074 места, концертный зал, расширили студенческую столовую, добавив прекрасный зал для преподавателей.

Вторая стратегическая задача, а может быть, она всегда первая, главная, – организация подготовки будущих учителей средней школы, глубоко знающих предмет, высокообразованных, идейно и нравственно воспитанных, способных быть действительно авторитетом для учеников и их родителей.

В обучении главный упор делался на качество изложения материала в лекциях и закрепления его в семинарских, лабораторных и практических занятиях в институте, школе и летних пионерских лагерях. Воспитание будущего учителя было органически включено в учебный процесс, шло формирование научно-материалистического мировоззрения, патриотизма, активной жизненной позиции. В этом ректорату хорошо помогали наши общественные структуры: партком, комитет комсомола, профком, кураторы групп, педагогическое общество и другие.

Вопросы жизнедеятельности вуза постоянно и живо обсуждались на регулярно проводимых партийных, комсомольских и профсоюзных собраниях групп, курсов, факультетов, института. Это была наша советская демократия в действии.

Таким образом, к началу восьмидесятых годов институт имел хорошую новую материальную базу, семь полноправных факультетов, заочное обучение и узбекское отделение. Уровень подготовки и выпуска специалистов полностью отвечал требованиям партии, Минвуза и Минпроса. Институт из третьей категории перешел в первую. На его базе стали проводить совещания, семинары.

В1980 году институт стал победителем в соцсоревновании между педагогическими вузами и получил Переходящее Красное Знамя Минпроса РСФСР и ЦК профсоюза работников просвещения.

 Подготовила заведующая музеем истории НИУ «БелГУ» Ирина Денисова.

Фотогалерея

12.04.2016


<< Назад к списку  | Просмотров: 2182

Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщение об ошибке автоматически отправится в редакцию.



Войти, чтобы оставить комментарий.


Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщение об ошибке автоматически отправится в редакцию.