Панель настройки шрифта

НИУ «БелГУ»
Цвета сайта:

Настройки шрифта

Настройки шрифта:

Выберите шрифт Arial Times New Roman

Настройки интервала:

Выберите интервал между буквами: Стандартный Средний Большой

Закрыть окно настроек Вернуть стандартные настройки

 


Педагогические были

«С 1 сентября 1968 года я – старший преподаватель Белгородского государственного педагогического института. Прежде всего, я зашёл к ректору Дмитрию Михайловичу Забродину и доложил о том, что прибыл и приступаю к работе. Встретил он меня доброжелательно, спросил, как я устроился со своей семьей, выразил надежду, что к новому году мы получим квартиру, пожелал успехов в работе. После этого я поднялся на четвертый этаж пединститута, где были расположены все общеинститутские кафедры, в том числе кафедра педагогики и психологии. В дверях встретил Илью Иосифовича Августевича, заведующего кафедрой. Хотя кафедра была педагогики и психологии, её контингент был невелик, так как институт только развивался, имея пять факультетов: физико-математический, русского языка и литературы, иностранных языков, в 1966 году открылся биолого-химический факультет, в 1967 году – физического воспитания. Мне И.И. Августевич предложил часы на двух факультетах: биолого-химическом и физического воспитания.

…Зашёл к декану факультета физического воспитания, доценту Алексею Алексеевичу Пазовникову. Он был старше меня на десять лет, участник Великой Отечественной войны. К моему приходу на факультете было 100 человек, т.е. первый и второй курсы. Разговорились. Алексей Алексеевич оказался словоохотливым человеком, тем более что у нас нашлась общая тема – спорт. Узнав, что я раньше играл в футбол, Алексей Алексеевич засмеялся и сказал:

– На второй курс перешёл ряд студентов, играющих на первенство РСФСР в классе «Б»: Богданов, Васильев, Сахаренков, Городов, Новоченко. Ваши родственные души! – и добавил. – Сам я сейчас спортом не занимаюсь, но трусцой бегаю на работу и обратно. Мою лекцию по педагогике он поставил первой парой. Тогда ещё не было у деканов никаких замов, все действия по расписанию декан осуществлял сам.

…30 августа состоялось производственное совещание коллектива пединститута. В президиуме были: ректор Забродин Д.М., проректор по учебной и научной работе Глухов Н.Д., секретарь парторганизации, зав. кафедрой истории партии Лихачёв И.И., председатель профкома. Дмитрий Михайлович представил прибывших преподавателей, при этом подчеркнул, что все они – кандидаты наук. Таких было семеро: Ковалёв А.Г., Колчанов К.Ф., Козлов А.И., Тонков Е.В., Хижняк А.А., Хохрякова Е.В., Шеховцов И.С. После этого ректор остановился на итогах прошедшего 1967/68 учебного года и определил задачи на новый период, познакомил с итогами конкурса. В среднем конкурс составил 2,5 человека на место, особенно значительным был на факультете иностранных языков и факультете физического воспитания. Всего было зачислено 405 абитуриентов, и в 1968/69 учебном году в институте будет обучаться 1650 студентов. Преподавательский состав включает 189 человек, из них 66 кандидатов наук. Ни одного доктора наук в штате института не было.

…В октябре 1968 года приступил к семинарским занятиям. Аудиторий не всегда хватало. Помню, однажды раздумывать не стал и провёл семинар со студентами факультета физвоспитания на строительных брёвнах. В другой раз группе поставили семинар в кабинет биологии. Ещё не начались занятия, а скелет человека оказался с папиросой в челюсти, один из студентов пытался поймать рыбку из аквариума, а другой жевал протравленные для посадки семена.

– Ну что же, – сказал я, – накурились, наелись, будем приступать к работе.

Студентов этого факультета отличала непосредственность, что-то идущее из детства, а ещё уважительность, готовность выполнить любое поручение. Меня они понимали с полуслова. Уже через две недели после начала занятий студенты вручили мне пригласительный билет на футбол: играли на первенство РСФСР с командой из Орла. В скором времени в пединституте организовалась группа болельщиков «Котлостроитель». Посещали почти все игры нашей команды.

...В двадцатых числах декабря 1968 года Д.М. Забродин собрал коллектив вуза в аудитории 322 (самой большой по тем временам) и сказал, что Министерство просвещения РСФСР сочло необходимым перевести его в Москву на должность начальника Главного управления вузов (ГУВУЗ). Поэтому он с нами прощается и покидает.

– Ректорат Белгородского пединститута, – продолжил Д.М. Забродин, – рекомендовал партийным органам и Министерству просвещения РСФСР на должность ректора Глухова Николая Даниловича, проректора по учебной и научной работе. Они с нами согласились, осталось дело за приказом.

В те годы ректоры не избирались, а назначались Министерством просвещения РСФСР по согласованию с обкомом партии. Последним ректором, который прибыл к нам по приказу, без выборов, был Лев Николаевич Шапошников, но это было уже в 1986 году. С января 1969 года мы работали с новым ректором – Н.Д. Глуховым, участником Великой Отечественной войны, доцентом, кандидатом физико-математических наук…

На своей кафедре я бывал довольно часто и легко вписался в этот небольшой коллектив. Илья Иосифович Августевич умело руководил. Как-то в феврале 1969 года я только подошёл к кафедре, а меня уже поджидала лаборант: «Звонила Надежда Васильевна Бардыкова, секретарь ректора, и просила передать, что ректор срочно Вас вызывает». Пошёл к ректору.

– Я посоветовался с проректорами и прошу Вас в этом году быть ответственным секретарем приёмной комиссии, – сказал Николай Данилович Глухов. – Вы человек новый, в городе Вас ещё знают мало, и поэтому просителей будет меньше.

Приёмная комиссия находилась в том же помещении, что и сейчас, на первом этаже пединститута. При зачислении произошёл только один сбой. На биолого-химический факультет поступали две абитуриентки с одинаковыми фамилиями и именами. Ту абитуриентку, которая набрала меньше баллов, зачислили, а кто больше – нет. Разразился скандал, в котором приняли участие родители двух сторон и ревущие абитуриентки. Доложил ректору, который позвонил в Москву Дмитрию Михайловичу Забродину, и тот своей телеграммой увеличил количество мест на одну единицу. Инцидент был исчерпан.

2 августа 1969 года Аттестационная конкурсная комиссия подвела итоги. В среднем конкурс составил три человека на место: на факультет иностранных языков – пять, на факультет физвоспитания – четыре, на факультет русского языка и литературы - 2,8, на биолого-химический – 2,5, на физико-математический – два. Состоялись конкурсные экзамены и на заочное обучение, где конкурс составил два человека на место.

… С 4 марта 1970 года я приступил к обязанностям проректора по заочному обучению. Заочное отделение размещалось на первом этаже и состояло из двух маленьких комнат: приёмной, где работали секретарь и методист, и кабинета. Прежде всего я взялся за делопроизводство, так как оно было в крайне запущенном состоянии. Надо было поднимать приказы и устанавливать подлинное количество студентов-заочников по факультетам, потому что многие из них ходили на занятия, даже не зная, отчислены они или нет. Эту работу я проводил вместе с методистом Таисией Николаевной Ивановой и деканами, а затем стал изучать состав обучаемых студентов. Многие из них работали в малокомплектных сельских школах.

В сентябре 1971 года произошло большое событие – наш провинциальный пединститут посетил министр просвещения РСФСР Л.И. Данилов. Это был интеллигентный и образованный человек, который пользовался большим уважением в педагогической среде. Он не только интересовался нашей материальной базой, но и решил узнать наше мнение о дальнейшем совершенствовании в подготовке педагогических кадров, как у людей прямо «от станка». Л.И. Данилов собрал проректоров в кабинете ректора. На это совещание был приглашён и заведующий облоно В.М. Гайдуков.

– Не считаете ли вы возможным готовить многопрофильных учителей, увеличив срок обучения студентов до пяти лет? – обратился к нам министр. – Например, русского и немецкого языков, биологии и географии, анатомии и физической культуры.

– Я полностью согласен, – сказал заведующий облоно. – Это во многом могло бы закрыть проблему кадрового обеспечения сельских школ.

– Предложение заманчивое, – подхватил ректор, – но всё же большая часть выпускников оседает в городах, а не в сёлах. К тому же не повредит ли это подготовке по основной специальности?

– А что скажет проректор по заочному обучению? – обратился министр ко мне. – Может, провести такой эксперимент на заочном отделении? Работая у себя в сельской школе, они вряд ли побегут из дома.

– Проблема подготовки кадров не только педагогическая, но и социальная, – ответил я. – Мне самому пришлось работать в малокомплектной школе, и я бы никуда не убежал, хотя человек городской, если бы были соответствующие социально-бытовые условия. Что касается заочного обучения, то учителям-заочникам достаточно освоить хотя бы свою специальность, потому что их знания, даже при нашем старании, довольно низкие, по большей части, только удовлетворительные. А вот на стационаре такой эксперимент вполне возможен.

Позднее на факультете русского языка и литературы была введена дополнительная специальность – немецкий язык, а на историческом факультете, который открылся в 1977 году – английский. Затем на совещании был затронут вопрос о материально-технической базе пединститута.

– Области нужны историки и учителя начальных классов, – сказал В.М. Гайдуков.

– С новыми факультетами немного подождите, – ответил Л.И. Данилов, – вашей базы хватит только на развитие тех факультетов, которые недавно открыты. Я постараюсь найти возможность, чтобы Белгородскому пединституту через год-два Министерство выделило средства на пристройку к основному зданию…

В Педагогическом институте, который готовил только учителей, педагогика считалась одной из важнейших дисциплин и в ранге предметов шла следом за историей партии. Она читалась на всех факультетах, сопровождалась сдачей курсовых экзаменов и государственных экзаменов. На биолого-химическом факультете студенты показывали высокие знания предмета, в ведомостях стояли только отличные и хорошие оценки. На факультете физического воспитания в зачётках фигурировали, в основном, хорошие и удовлетворительные, срывов было мало, хотя многие студенты часто пропускали занятия из-за спортивных соревнований различного ранга. На заочном отделении было сложнее, особенно с теми, кто не имел отношения к народному образованию. Студенты писали к экзаменам шпаргалки и пытались по ним отвечать. Помню, один студент даже на листочке составил план: где и в каком кармане брюк, пиджака находится ответ на тот или иной билет, а одна девушка, придя в длинной юбке, на ногах выше колен заранее написала чернильным карандашом основные методы воспитания и обучения. Был случай, когда в очень жаркий день заочник, майор милиции, пришёл на экзамен в мундире и с кобурой на поясе. Несколько раз он пытался её расстегнуть.

– Вы что, в меня стрелять собираетесь? – спросил я.

– Да нет, что Вы, извините, – ответил покрасневший майор, – это мне девчонки в кобуру шпаргалки засунули, а я не знаю, как с ними разобраться!

Поэтому студенты-заочники у меня получали билеты, и с ними сразу, без всякой подготовки, велась беседа. Кстати, я считал и считаю, что курс педагогики должен читаться не только для студентов учительских специальностей, но и во всех вузах, так как педагогика – это наука о воспитании не только детей, но и взрослых. Ведь существует инженерная педагогика, военная педагогика и другие…

В июне 1974 года ректор Н.Д. Глухов пригласил к себе проректора по учебной работе В.А. Пятина, проректора по научной работе Е.И. Лукашенко и меня. Надо было решить, кто заменит И.И. Августевича на должности заведующего кафедрой педагогики и психологии, так как 30 августа у него заканчивался срок пребывания в должности. В те годы заведовать кафедрой разрешалось не более десяти лет независимо от того, как ты работал. В.А. Пятин посмотрел на меня и сказал: «Лучшей кандидатуры быть не может». Е.И. Лукашенко его поддержал, отметив мою склонность к научной деятельности. В том же месяце Учёный совет пединститута единогласно избрал меня на должность заведующего кафедрой педагогики и психологии. В сентябре на заседании кафедры была создана научно-исследовательская лаборатория и определена коллективная проблема поиска, которой я уже несколько лет занимался: «Управление процессом нравственного формирования личности школьников». Теперь я мог подключать к разрабатываемой мной проблеме широкий круг педагогов и психологов.

К тому времени ректор Николай Данилович Глухов подал заявление об уходе с должности и перешёл доцентом на кафедру теоретической физики. Ректором БГПИ был назначен Пётр Григорьевич Коняев, участник Великой Отечественной войны. Он работал на кафедре общей физики ещё в Старооскольском учительском институте. Приход П.Г. Коняева на должность ректора совпал с началом моей деятельности как заведующего кафедрой.

В октябре 1975 года проректор по учебной работе Валерий Александрович Пятин был назначен ректором Астраханского пединститута. Меня пригласил Пётр Григорьевич:

– Евгений Вячеславович, мнение наших ведущих учёных – рекомендовать Вас на должность проректора по учебной работе. Вы согласны?

– Если честно, особого желания не испытываю, – ответил я. – Прошёл только год с небольшим, как меня избрали заведующим кафедрой, коллектив включился в исследование интересной проблемы.

– А я-то уже согласовал Вашу кандидатуру с обкомом партии, – несколько смущенно проговорил ректор. – Давайте ещё подумаем, утро вечера мудренее.

А утром меня пригласил к себе заведующий отделом науки и учебных заведений обкома КПСС Евгений Петрович Сакулин.

– Вам партия доверяет важный участок работы. Вы должны гордиться этим и оправдать это доверие, – сказал, как отрезал, он.

– А кафедра педагогики и психологии, ведущая в вузе – разве не важный участок? – пытался возразить я. – В крайнем случае, хотелось бы оставить за собой кафедру, будучи проректором.

– Этот вопрос решайте в Министерстве, – сказал Е.П. Сакулин, дав понять, что вопрос решён и разговор закончен.

Зашли вместе к заместителю министра просвещения РСФСР Н.В. Александрову. Я у него был около пяти лет назад при назначении на должность проректора по заочному обучению.

– В гору идёшь, – засмеялся он. – Поздравляю!

– Да я бы хотел кафедру за собой оставить, она к науке ближе.

– Ну что ж, можно и оставить, только смотри, не надорвись.

На первом после моего назначения Учёном совете я предложил создать в пединституте пять проблемных советов, что способствовало бы интеграции вузовской науки и развитию научно-исследовательской и научно-методической работы. Такие проблемные советы были утверждены. Один из них – «Управление процессом воспитания и активизация познавательной деятельности учащихся» – возглавил я сам.

…К концу 1975 года была закончена первая пристройка к пединституту. Работать стало просторнее. В новое помещение были переведены факультет русского языка и литературы и факультет иностранных языков, расширил свои границы физико-математический факультет. Продолжалось строительство пристройки № 2 с выходом на ул. Б. Хмельницкого. В марте 1976 года был получен приказ министра просвещения РСФСР об открытии в нашем пединституте факультета педагогики и методики начального обучения. Было решено временно разместить новый факультет в средней школе № 27. Деканом факультета была назначена кандидат педагогических наук Тамара Александровна Оксак. Необходимо было комплектовать и кадровый состав. Для работы на факультете были переведены по их желанию опытные преподаватели И.П. Прокопьев, В.П. Пащенко, Л.C. Перетрухина, В.А. Кабанов, В.В. Кудряшов. С 1 сентября Белгородский пединститут принял первых 50 студентов на новый факультет. Институт развивался быстрыми темпами, но его продвижение сдерживалось отсутствием учебно-материальной базы. Поэтому возведение девятиэтажного общежития, девятиэтажного учебного корпуса приобрело значение настоящей народной стройки. По понедельникам проводились краткосрочные производственные совещания, на которых нередко присутствовал известный строитель, начальник Всесоюзного объединения «Центротяжстрой» Л.Н. Потапов. Институт был представлен ректором П.Г. Коняевым или проректорами Н.В. Камышанченко и Ф.Я. Эстисом. Мне также приходилось бывать на этих совещаниях. Федор Яковлевич работал в должности проректора по административно-хозяйственной части, а затем инженером по технике безопасности почти двадцать лет, до 1993 года. Он очень много сделал для организации строительства учебных корпусов. Преподаватели и студенты после занятий, в выходные дни были заняты на подсобных работах: подносили кирпич и цементный раствор, убирали строительный мусор. В конечном итоге строительство было завершено, и спортивный комплекс, включая футбольное поле, был окольцован учебными корпусами и общежитиями…

 Евгений ТОНКОВ

Файл:  Загрузить

Фотогалерея
На строительстве учебного корпуса. Конец 70-х гг. Евгений Вячеславович Тонков На строительстве учебного корпуса. Конец 70-х гг.

09.04.2015


<< Назад к списку  | Просмотров: 2564

Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщение об ошибке автоматически отправится в редакцию.



Войти, чтобы оставить комментарий.